Отказ в установлении тарифов в сфере теплоснабжения признан Судом законным

13:19 01.03.2024

29.02.2024 состоялось заключительное заседание Арбитражного суда Ивановской области по делу №А17-11444/2023 по иску Теплоснабжающей компании к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области (далее - Департамент) о признании незаконным бездействия последнего по утверждению тарифов на тепловую энергию на 2023 год.Ивановское УФАС России привлечено в указанное дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.Отказ в установлении тарифов на тепловую энергию был обусловлен не подтверждением Теплоснабжающей организацией законного права владения объектами теплоснабжения.Напомним, что согласно п. 6 Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.02.2011 №97 (ред. от 23.05.2020), в состав коллегиального органа без права передачи полномочий иным лицам входит представитель антимонопольного органа.При анализе документов, представленных Теплоснабжающей организацией Департаменту, Ивановским УФАС России установлено, что в подтверждение права владения объектами теплоснабжения представлен договор аренды и дополнительное соглашение, заключенные с Администрацией муниципального района.Оценив легитимность заключения договора аренды объектов теплоснабжения на соответствие требованиям ст. 28.1 Федерального закона №190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении», ст. 15 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», с учетом срока ввода объектов теплоснабжения в эксплуатацию, Ивановское УФАС России пришло к заключению о нарушении указанных требований, что в силу ч. 33 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении свидетельствует о ничтожности сделки.ФАС России в письме от 13.11.2015 №СП/63933/15 указала, что в случае отсутствия законного основания владения, пользования и распоряжения объектами соответствующей инфраструктуры, принятие решения об установлении цен (тарифов) регулирующими органами, по мнению ФАС России, не представляется возможным.В апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2019 №53-АПА19-40 суд прямо указал, что органу регулирования надлежит проверять представленные правоустанавливающие документы с учетом установленных действующим федеральным законодательством требований. И в случае не подтверждения законного основания владения и пользования объектами теплоснабжения, отсутствуют основания для установления тарифа на тепловую энергию.Аналогичная позиция отражена в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 24.10.2019 №44-АПА19-30.Указанная позиция доведена до органа регулирования. Коллегиальный орган Департамента согласился с указанной позицией, приняв решение об отказе в установлении Теплоснабжающей организации тарифа на тепловую энергию.Итогом явилось обращение Теплоснабжающей организации в Суд с исковым заявлением, в котором помимо признания незаконным бездействия Департамента, содержалось требование обязать Департамент установить тарифы на тепловую энергию на 2023 год.В резолютивной части своего решения Арбитражный суд Ивановской области отказал в иске в полном объеме.