О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»: какие изменения вступили в силу с 23.10.2023?
17:42 08.11.2023
С 23.10.2023 вступили в силу изменения в статью 28 Федерального закона «О рекламе», внесенные Федеральным законом от 24.07.2023 № 359-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».Так, согласно новой редакции части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».Указанная норма пункта 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» предусматривает обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного Закона по видам потребительского кредита (займа).Таким образом, с 23.10.2023 в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержащей информацию о процентных ставках, должны также содержаться сведения о диапазонах значений полной стоимости потребительского кредита (займа) (далее также – ПСК).При этом норма части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в редакции, вступившей в силу 23.10.2023, требует при указании в рекламе потребительского кредита (займа) процентной ставки также в такой рекламе указывать информацию о диапазонах значений ПСК в процентах годовых. Указание в рекламе информации о диапазонах значений ПСК в денежном выражении не является обязательным.Следует учитывать, что указанная информация о диапазонах значений ПСК должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым указана процентная ставка.При распространении рекламы указанных услуг в телепрограммах и радиопрограммах необходимо отметить, что в телепрограммах в ряде случаев, а в радиопрограммах — всегда не предполагается письменного изложения информации в виде текста. Однако указанная норма требует приведение информации о диапазонах значений ПСК до приведения информации о процентной ставки, соответственно, данное правило должно быть соблюдено и при озвучивании информации о процентной ставке в рекламе кредита или займа.Относительно порядка привлечения к административной ответственности при нарушении требований части 3 статьи 28 Федерального «О рекламе» следует руководствоваться следующим.Согласно части 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации) распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.Вместе с тем часть 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в редакции, вступившей в силу 23.10.2023, не содержит требований о необходимости указания в рекламе кредитов (займов) всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее при указании хотя бы одного условия, влияющего на стоимость кредита (займа). Соответственно, при установлении антимонопольным органом факта нарушения части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в редакции от 23.10.2023 не подлежит применению часть 6 статьи 14.3 КоАП РФ.Однако поскольку антимонопольный орган, выявив факт нарушения части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в редакции от 23.10.2023, устанавливает нарушение законодательства о рекламе, виновное лицо подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.