Общественный совет при Пермском УФАС России обсудил вопросы государственных и муниципальных закупок в регионе

12:58 05.06.2024

Общественный совет при Пермском УФАС России обсудил вопросы закупок в регионе с министром по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края Алексеем ЗарубинымКак сообщил Алексей Зарубин, в Пермском крае в 2023 году по Закону о контрактной системе (№44-ФЗ) было заключено более 220 тысяч контрактов, из них расторгнуто менее 5%. Основная причина расторжения – соглашение сторон. При этом руководитель Пермского УФАС Александр Плаксин предупредил о том, что антимонопольный орган настоятельно рекомендует заказчикам использовать механизм одностороннего расторжения контрактов в случае ненадлежащего исполнения контракта поставщиком. Если заказчик заменил одностороннее расторжение контракта на расторжение по соглашению сторон, то УФАС может возбудить в отношении заказчика антимонопольное дело о нарушении Закона о защите конкуренции*.Кроме того, министр сообщил, что объем закупок за 2023 год по Закону о контрактной системе (№44-ФЗ) в Пермском крае составил около 160 млрд рублей с учетом региональных и муниципальных средств, по Закону о закупках (№ 223-ФЗ) – около 30 млрд рублей.В 2023 году доля государственных и муниципальных закупок Пермского края у СМП (субъекты малого и среднего предпринимательства) и СОНКО (социально ориентированные некоммерческие организации) составила 30 % или 18,8 млрд рублей, что на 6,2% меньше по сравнению с 2022 годом, но выше установленного Законом № 44-ФЗ размера (25 %).Как пояснил Алексей Зарубин, снижение доли закупок у СМП и СОНКО связано, прежде всего, с ростом общего объема закупок за вычетом установленных исключений (закупок у единственного поставщика, закрытых способов и других).В ходе заседания Общественный совет обсудил практику Пермского УФАС России по включению сведений о недобросовестных поставщиках, контракты с которым расторгнуты в судебном или одностороннем порядке, в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП).Как сообщил руководитель Пермского УФАС Александр Плаксин, в 2023 году в антимонопольный орган поступило 192 обращения заказчиков о включении в РНП участников, уклонившихся от заключения контракта, из них включено в РНП 38 лиц. За текущий период 2024 года в УФАС поступило 81 аналогичное обращение, из них включено в РНП 16 лиц.В УФАС в 2023 году также поступило 273 обращения о включении в РНП участников, с которыми контракты расторгнуты в одностороннем порядке, из них в РНП включено 123 лица. За текущий период 2024 года в УФАС поступило 100 аналогичных обращений, из них включено в РНП 43 лица.Около трети всех лиц, включенных в РНП, приходится на сферу медицинских закупок, еще треть – на дорожное строительство и содержание дорог.Как отметил Александр Плаксин, основная причина роста обращений в 2023 году – невозможность исполнения контракта в связи с обстоятельствами непреодолимой силы. В их числе – экономические ограничения, санкции, проблемы с логистикой и другие.Добавим, что в конце 2023 года Общественный совет при Пермском УФАС направил в Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края ряд предложений по борьбе с недобросовестными участниками закупок, которые представляют на конкурс для оценки опыта поддельные документы.Некоторые предложения уже начали реализовывать на федеральном уровне. На Форуме Госзаказ ФАС России представила новый инструмент службы по установлению в составе заявок недостоверных сведений. ФАС России начала вести реестр предоставленных недостоверных договоров, который содержит сведения об участниках, реквизитах договора и его предмете. Реестр позволяет заказчикам при рассмотрении и оценке заявок проверять документы, представленные участниками закупки.Общественный совет также обсудил вопросы о занижении заказчиками начальных цен контрактов при объявлении конкурентных закупок и рекомендовал Министерству рассмотреть вопрос о разработке на уровне Пермского края методических рекомендаций для региональных заказчиков по расчету начальных цен контрактов (НМЦК) с применением при необходимости понижающих коэффициентов к итоговой цене до размера выделенного заказчику лимита денежных средств (в случае, если расчетная цена превышает лимит денежных средств).Напомним, что с деятельностью Общественного совета при Пермском УФАС России можно ознакомиться на сайте антимонопольного ведомства:Общественный совет при Пермском УФАС России | Пермское УФАС (fas.gov.ru)Справочно:*статья 15 Закона о защите конкуренции.