Практику Пермского УФАС по выявлению картелей обсудил Общественный совет

19:14 10.10.2024

Инструменты цифровизации деятельности антимонопольных органов позволяют более эффективно расследовать картельные соглашения на торгахНа очередном заседании Общественного совета при Пермском УФАС, состоявшемся 8 октября 2024 г., участники встречи обсудили практику антимонопольного ведомства в выявлении картелей, в том числе, в части цифровизации деятельности.Заместитель руководителя Пермского УФАС Вероника Авлиярова напомнила участникам Общественного совета, что картель – это соглашение, которое заключается между хозсубъектами, действующими на одном товарном рынке, т.е. между хозсубъектами-конкурентами.Законодательство предусматривает несколько обязательных последствий: заключение картельного соглашения, в частности, установление и поддержание цен; раздел товарного рынка; а также картели по поддержанию цен на торгах, которые по числу поступающих заявлений и при мониторинге заключаемых картельных соглашений составляют самую большую часть картелей на торгах.Как рассказала Вероника Авлиярова, антикартельные соглашения выявляются сложно, так как практику, когда конкуренты заключают договор в письменном виде о том, что они будут ограничивать конкуренцию, все давно исключили, поэтому найти доказательства заключения такого соглашения очень трудно.Как отметила заместитель руководителя Пермского УФАС, помимо того, что картели на торгах - самый частый предмет жалоб, это еще и самый раскрываемый вид картелей в части наличия цифровых следов, поскольку торги и закупки проводятся преимущественно в электронной форме, что позволяет при отсутствии прямых доказательств заключения антикартельного соглашения принимать во внимание совокупность косвенных доказательств.«К косвенным доказательствам, как правило, относят анализ поведения хозсубъектов. Например, заключение договора о поставке субподряда победителем торгов с одним из участников, который отказался в дальнейшем от активных действий при закупке, использование участниками торгов одного и того же IP-адреса при подаче заявок, фактическое расположение хозсубъектов по одному адресу, оформление сертификатов электронных цифровых подписей на одно и то же физлицо, формирование документов для участия в торгах одними и теми же лицами и наличие взаиморасчетов между участниками соглашений. Большинство из перечисленных косвенных доказательств отслеживаются путем анализа оставленных цифровых следов. С каждым годом в структуре антимонопольных органов развивается инфраструктура, использование которой нам позволяет более эффективно эти цифровые следы отслеживать и находить», - отметила Вероника Авлиярова.Как рассказал руководитель Пермского УФАС России Александр Плаксин, в 2024 году Управлению был предоставлен доступ к системе Маркер-интерфакс, которая позволяет оперативно анализировать поведение участников закупок, проводить анализ состояния конкуренции. В 2023 году территориальные органы были обеспечены ПО для поиска совпадений IP адресов. Кроме того, в рамках борьбы с картелями ведомство использует программу ГИС антикартель. Инструменты цифровизации деятельности антимонопольных органов позволяют более эффективно расследовать картельные соглашения на торгах.Кроме того, Пермское УФАС продолжает проводить сплошной мониторинг всех региональных закупок в сфере капитального ремонта многоквартирных жилых домов, а также закупок, проводимых в рамках национальных и федеральных проектов. По собственной инициативе в этом году углублённо изучено более 200 процедур, косвенных признаков картеля при их проведении обнаружено не было, что в целом может свидетельствовать и о выздоровлении конкурентной среды.В первом полугодии 2024 г. Пермским УФАС было рассмотрено порядка 25 заявлений, связанных с запретом ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов. Основным видом противоправного поведения в данной сфере являются сговоры на торгах. Больше половины из указанного количества заявлений содержат жалобы на поведение участников конкурентных процедур (признаки нарушения п.2 ч.1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции»). Наиболее частым предметом торгов, как следует из поступивших заявлений, является оказание различных услуг, в частности, поставка изделий медицинского назначения, предоставление частных охранных услуг.По итогам рассмотрения одного из заявлений Управлением в текущем году было возбуждено дело по признакам нарушения ООО «Автобан» и ИП Кенин А.В. п. 2 ч.1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.Поскольку за заключение картельных соглашений предусмотрена, помимо административной, уголовная ответственность, Пермское УФАС включено в межведомственное взаимодействие с правоохранительными органами Пермского края.Совместная работа антимонопольных и правоохранительных органов дает более эффективный результат при расследованиях преступлений экономической направленности, так как позволяет получить как прямые доказательства в рамках следственных и иных процессуальных действий (использование результатов оперативно-розыскной деятельности, применение методов и средств нейтрализации противодействия со стороны виновных и иных заинтересованных лиц), так и косвенные доказательства, установленные антимонопольным органом в ходе успешного расследования ограничения конкуренции в части заключения хозяйствующими субъектами картеля.Участники заседания Общественного совета с любопытством выслушали озвученную информацию, а также получили ответы на все интересующие их вопросы.Следующее заседание Общественного совета при Пермском УФАС России запланировано на ноябрь 2024 года.Ознакомиться с деятельностью Общественного совета при Пермском УФАС России можно на официальном сайте антимонопольного органа, в разделе «Общественный совет».