Проблемы недобросовестной конкуренции в госзакупках, а также региональный опыт выявления и пресечения таких проблем обсудил Общественный совет при Пермском УФАС России

16:36 12.12.2023

7 декабря 2023 года Общественный совет при Пермском УФАС России провел очередное заседание.  В повестку встречи были включены следующие вопросы:1) О недобросовестной конкуренции в госзакупках. О мерах, реализуемых в Пермском крае по выявлению и пресечению предоставления участниками закупок недостоверных/заведомо ложных сведений об опыте работы при проведении конкурсов. Опыт Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края.2) О необоснованном занижении начальной цены контракта при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд как рычаг давления на товарный рынок: пути взаимодействия общественных советов и государственных органов.3) Об административной ответственности бизнеса за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства о закупках на примере практики Пермского УФАС России.К участию в обсуждении вопросов были приглашены министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края А.С. Зарубин, заместитель министра финансов Пермского края, начальник контрольно-ревизионного Управления Министерства финансов Пермского края Н.В. Подбельский, заместитель председателя Контрольно–счетной палаты Пермского края К.А. Чуклинов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае П.Ю. Новоселов.В ходе выступления с докладом по первому вопросу министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края Алексей Зарубин сообщил, что при рассмотрении заявок участников конкурсные комиссии руководствуются требованиями законодательства о контрактной системе. Однако Закон о контрактной системе не обязывает комиссию целенаправленно проверять достоверность всех представленных в составе заявки документов, а делать это лишь при наличии достаточных оснований, явно свидетельствующих о недобросовестных действиях участника закупки, либо в случае получения официальной информации о таких действиях.Другая сложность проверки представленной участниками закупок документации состоит в том, что у комиссии отсутствуют доступные способы получения достоверных доказательств, указывающих на подложность документов, кроме единственного – запроса у контрагента участника по договору сведений о действительности и исполнении такого договора. Однако, как правило, контрагенты являются аффилированными с участниками, поэтому на запросы не отвечают. В связи с чем, затруднительно выявить достоверность информации об опыте участника закупки.Между тем, конкурсные комиссии Министерства закупок Пермского края и ГКУ ПК «ЦОЗ» самостоятельно выявляют недостоверность документов, представленных участниками закупок, либо об этом сообщают заказчики по закупкам.Так, в 2022 году недостоверность была выявлена Министерством в 6 случаях, в 2023 году – в 21 случае. Заявки участников в этих случаях были отклонены, а информациях о фактах подделки документов направлена в правоохранительные органы. Однако ГУ МВД России по Пермскому краю отказывает в возбуждении уголовных дел в связи с отсутствием в действиях субъектов признаков преступления, в то время как на территории России имеются случаи привлечения предпринимателей, представивших недостоверные сведения в составе заявки в целях подтверждения своего опыта, к уголовной ответственности по ч. 5 ст. 327 УК РФ.Основные сферы, в которых представляются участниками недостоверные сведения:1) капитальный, текущий ремонт объектов капитального строительства (37% от общего числа случаев выявления недостоверности);2) оказание охранных услуг (52% от общего числа случаев выявления недостоверности).В качестве вариантов решения сложившейся проблемы участники Общественного совета обратились к Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края с предложениями рассмотреть возможность:1) внесения изменений в Положение об оценке, утв. ПП РФ № 2604, устанавливающих необходимость представления в качестве подтверждения опыта договоров, заключенных исключительно по Закону о контрактной системе и Закону №223-ФЗ;2) внесение изменений в Положение об оценке, утв. ПП РФ № 2604, устанавливающих расширение перечня документов, подтверждающих опыт участников закупки;3) внесения региональной законодательной инициативы о наделении оценочных комиссий полномочиями по проверке документов участников закупки (трудоемкость, механизм реализации);4) ужесточения последствий для недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей в случае выявления фактов предоставления поддельных документов до и после заключения контракта, в том числе посредством:- внесения изменений в Закон о контрактной системе, в котором будет предусмотрен порядок внесения сведений о недобросовестных участниках в реестр недобросовестных поставщиков,- введения в КоАП РФ штрафов в виде процента от начальной (максимальной) цены контракта (максимального значения цены контракта),- дополнения в ст. 200.4 УК РФ нормой, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства РФ о контрактной системе поставщиками, подрядчиками, исполнителями, если это деяние совершено из корыстной заинтересованности и причинило крупный ущерб с распространением на данную норму квалифицирующих признаков ч .2 ст. 200.4 УК РФ;Министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края А.С. Зарубин одобрил предложения Общественного совета.При обсуждении вопроса о необоснованном занижении начальной цены контракта при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд, как рычаге давления на товарный рынок, Общественный совет также выступил с предложениями к участникам заседания рассмотреть возможность:1) наделения финансовых органов полномочиями по оперативному рассмотрению жалоб участников закупок на порядок расчета НМЦК (по аналогии с процедурой рассмотрения жалоб антимонопольными органами в соответствии со ст.105-106 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ);2) введения в процесс бюджетирования обязательного применения отраслевых правил и рыночных механизмов из ст. 22 Закона о контрактной системе 44-ФЗ и отраслевых порядков определения НМЦК;3) регулирования такого снижения цены "до лимита" на законодательном уровне, например, ведение обоснованных понижающих коэффициентов.Представители профильных ведомств приняли активное участие в обсуждении предложений Общественного совета по второму вопросу и обещали над ними подумать.