Председатель Общественного совета при Пермском УФАС приняла участие в IV Всероссийской научно-практической конференции общественных советов ФАС России

15:00 15.12.2023

Председатель Общественного совета при Пермском УФАС России Юлия Боровых приняла участие в IV Всероссийской Научно-практической Конференции общественных советов ФАС России, выступив с докладом на тему "Необоснованное занижение начальной цены контракта при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд как рычаг давления на товарный рынок: пути взаимодействия общественных советов и государственных органов".Юлия Боровых сообщила следующее: "Законом №44-ФЗ установлена обязательность во всех конкурентных закупках рассчитывать и устанавливать пороговое значение цены контракта – НМЦК. Приоритет отводится рыночным методам, но есть и отраслевые порядки, например, в сфере охраны (Приказ Росгвардии 45), в градостроительной сфере (Приказ Минстроя 841пр) и т.п. Анализ существующей практики проведения публичных закупок показывает, что данные механизмы ценообразования не действуют. При таком подходе искажается соотношение рыночных сил, и с рынка госзакупок «выдавливается» круг добросовестных поставщиков, подрядчиков, которые не согласны исполнять контракты по заведомо заниженной цене. Или в закупку выходит недобросовестный подрядчик/поставщик, срывающий исполнение контракта, использующий некачественные материалы, а также труд низкоквалифицированных специалистов".В своем выступлении Юлия Боровых обозначила ряд проблем:1. Процесс бюджетного планирования (стадия формирования и утверждения бюджета) не предусматривает использование механизмов и отраслевых правил, установленных ст.22 Закона 44-ФЗ2. Противоречивая правоприменительная практика при определении НМЦК3. Отсутствие порядка оперативного рассмотрения жалоб на расчет НМЦК, отсутствие полномочий УФАС по рассмотрению таких жалоб4. «Процедурный перекос» требований, предъявляемых к работникам заказчика, непосредственно осуществляющим закупочные процессы5. Незаконное снижение НМЦК при формировании извещения о закупке влечет риски «ухода» заказчиков от специальных законодательно установленных требований, основанных на размере НМЦК.А также высказала ряд предложений:1. Наделение финансовых органов полномочиями по оперативному рассмотрению жалоб участников закупок на порядок расчета НМЦК (по аналогии с процедурой рассмотрения жалоб антимонопольными органами в соответствии со ст.105-106 Закона 44-ФЗ) или передача таких полномочий ФАС2. Введение в процесс бюджетирования обязательного применения отраслевых правил и рыночных механизмов из ст. 22 Закона 44-ФЗ и отраслевых порядков определения НМЦК3. Введение прямого запрета на снижение рассчитанной НМЦК установленными методами «до лимита финансирования» (особенно при наличии специальных порядков определения НМЦК), либо введение в установленные правила возможность применения обоснованного понижающего коэффициента.По итогам заседания вынесено решение о необходимости обсуждения данных предложений на Общественном совете при Федеральном казначействе.