Оператор сотовой связи МТС нарушил рекламное законодательство

11:16 22.08.2024

Компания ПАО «МТС» распространяла СМС-рекламу без согласия абонента, а также неправомерно проигнорировала требования клиента о прекращении рекламной рассылкиНарушение норм Закона о рекламе* выявлено Алтайским краевым УФАС России в ходе рассмотрения обращения жителя города Барнаула.Заявитель, имеющий долг перед оператором связи за услуги, наряду с персонифицированными информационными сообщениями, напоминающими о задолженности и необходимости её погашения, получал рекламные СМС-сообщения:«Пришло время пополнить баланс? Удобно и быстро оплатите мобильную связь на сайте: <ссылка на оплату в личном кабинете)>.Заявитель неоднократно обращался к оператору связи с требованием о прекращении рекламной рассылки, получал уведомления об отключении услуги, однако реклама с данным текстом продолжала поступать на номер абонента.Обращаясь в антимонопольную службу, заявитель приложил скриншоты экрана телефона с поступившими рекламными сообщениями и перепиской с оператором связи.В процессе разбирательства оператор связи МТС не подтвердил прекращение распространения рекламы на телефон барнаульца. По мнению компании, текст смс-сообщений содержит только информационно-справочную информацию, которую положено рассылать должникам, и не может быть расценен как реклама.Однако комиссия отклонила данный довод. Антимонопольный орган установил, что в спорных сообщениях акцент сделан именно на способ пополнения баланса через сайт МТС, что является рекламным предложением. Альтернативные возможности оплаты связи – через сайт или приложение любого банка, терминалы, отделения оператора связи и прочее, - не указывались.Следовательно, отправление отдельного смс-сообщения с информацией о возможности оплаты через сайт МТС направлено на привлечение внимание к данному способу оплаты и продвижение его как приоритетного. При этом персонифицированная ссылка на оплату в личном кабинете, указанная в рекламном сообщении, лишь упрощала доступ к оплате. Кроме того, даты поступления сообщений абоненту никак не соотносились с установленными сроками списания средств.Так как по действующему законодательству СМС-реклама может направляться только с согласия абонента, и рекламодатель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием, в действиях ПАО «МТС» установлено нарушение Закона о рекламе.По итогам рассмотрения дела компании выдано предписание о прекращении рекламной рассылки без согласия абонента.За допущенное нарушение предусмотрена ответственность в виде штрафа от 300 тыс. рублей до 1 млн. рублей**.ПАО «МТС» не согласилось с решением антимонопольного органа и  обжалует его в судебном порядке.*  ч.1 ст.18 Закона «О рекламе» предусматривает распространение рекламы по сетям электросвязи только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.** ч. 4.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.