Суд подтвердил: реклама услуг по сопровождению банкротства не должна вводить потребителей в заблуждение
16:07 10.09.2024
Суд поддержал решение Томского УФАС России о нарушении закона при рекламировании услуг юридической фирмы по сопровождению банкротства гражданАнтимонопольный орган признал рекламу юридического сервиса «Мои права» по сопровождению банкротства граждан, распространенную в маршрутных автобусах, ненадлежащей, так как она вводила потребителей в заблуждение из-за отсутствия в ней существенной информации о процедуре банкротства.Из обстоятельств дела.В Томское УФАС России обратились граждане с жалобами на рекламу услуг по сопровождению банкротства, распространяемую в маршрутных автобусах.В рекламе содержались формулировки: «Спишем долги по денежным обязательствам через банкротство», «... Банкротство* бесплатно. Акция. Детали акции уточняйте по телефону».При рассмотрении обращений антимонопольный орган установил, что в рекламе не была указана существенная информация о процедуре банкротства физического лица, реклама создавала впечатление о беспроблемном освобождении от долгов при начале процедуры банкротства через юридический сервис «Мои права».Однако полномочиями по списанию долгов, вопреки утверждению в рекламе, юридическая фирма не обладает. Банкротство граждан проходит в судебном или во внесудебном порядке (при наличии определенных условий) при подаче соответствующего заявления в уполномоченный орган.При этом действующим законом о несостоятельности (банкротстве) предусмотрены определенные условия, при которых возможно запустить процедуру банкротства и при которых гражданин может быть признан банкротом. Также законом установлено множество ограничений и правовых последствий для гражданина-банкрота, о которых реклама умалчивала.Отсутствие в рекламе существенной информации о процедуре банкротства может ввести потребителей в заблуждение, поскольку создает ложное впечатление о том, что, гражданин, подав заявление о признании себя банкротом, освобождается от долгов без каких-либо расчетов с кредиторами и без последствий.Также антимонопольный орган признал рекламу недостоверной, так как в рекламе указано, что процедура банкротства бесплатна. УФАС установило, что договор об оказании юридических услуг сервисом «Мои права» является возмездным. Кроме того, процедура судебного банкротства предполагает судебные расходы, которые по договору также несет потребитель.По результатам рассмотрения дела антимонопольный орган признал рекламу ненадлежащей, нарушающей Закон о рекламе.*Не согласившись с решением антимонопольного органа, рекламодатель и рекламораспространители обжаловали его в Арбитражный суд Томской области. Суд подтвердил законность решения антимонопольного органа.