Томское УФАС России признало МУП «Жилкомсервис» злоупотребившим доминирующим положением

13:40 23.01.2025

Водоснабжающее предприятие навязывало невыгодные условия и уклонялось от заключения договора водоотведения при отсутствии на то законных основанийВ Томское УФАС России обратилось ООО «Партнер» с жалобой на злоупотребление водоснабжающей организацией с. Александровского - МУП «Жилкомсервис» - своим доминирующим положением.МУП «Жилкомсервис» наделено статусом гарантирующей организации* по оказанию услуг водоотведения на территории Александровского сельского поселения, и его положение на данном товарном рынке признается доминирующим.В соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения, утверждённой Администрацией Александровского сельского поселения, централизованная система водоотведении используется только в определённой части села. В остальной части поселка стоки сливаются в приобъектные септики, из которых позднее автотранспортом вывозятся к месту слива - в очистные сооружения.Таким образом, гарантирующая организация обязана обеспечить для населения возможность утилизации жидких бытовых отходов с использованием очистных сооружений, являющихся составной частью централизованной системы водоотведения. ООО «Партнер» оказывает услуги по сбору жидких бытовых отходов от домов, которые не присоединены к централизованной системе водоотведения.Общество обратилось к МУП «Жилкомсервис» за заключением договора приема и очистки сточных вод.Изначально МУП «Жилкомсервис» уклонилось от заключения с ООО «Партнер» договора, а после принятия антимонопольным органом мер реагирования, направило ООО «Партнер» проект договора, однако включив в него заведомо невыгодные для Общества условия.Комиссия проанализировала все направленные в адрес ООО «Партнер» проекты договора приема и очистки сточных вод и признала их не соответствующими Типовой форме, предусмотренной Постановлением Правительства РФ**.Таким образом, антимонопольный орган установил, что гарантирующий поставщик, уклонившись от заключения договора и навязывая невыгодные условия, на протяжении 2 лет препятствовало осуществлению предпринимательской деятельности ООО «Партнер» по вывозу жидких бытовых отходов от собственников помещений многоквартирных домов с. Александровское, что также повлекло нарушение прав жителей на своевременное оказание услуг по водоотведению.По результатам рассмотрения дела Комиссия Томского УФАС России признала в действиях МУП «Жилкомсервис» нарушение пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10*** Закона о защите конкуренции и предписала устранить выявленные нарушения.До 1 марта 2025 года предприятие должно заключить с ООО «Партнер» договор, не противоречащий требованиям законодательства, а также уведомить всех контрагентов о возможности заключения договоров в соответствии с требованиями законодательства о водоснабжении и водоотведении.Для справки:* Гарантирующий поставщик водоснабжения и водоотведения - это организация, которая осуществляет холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирует водопроводные и (или) канализационные сети, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (ст. 12 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).** Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 №645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения»*** Согласно п.п. 3 и 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): - навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования); - экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.