ФАС: в борьбе с нарушениями антимонопольного законодательства необходимо делать акцент на их профилактику
16:08 16.10.2023
Об этом заявил заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов на 8-ой Конференции по конкуренции БРИКС в Нью-Дели, ИндияВ рамках мероприятия состоялась сессия, посвященная роли «мягкого права» в построении проконкурентной рыночной среды. Модератором выступила начальник Управления международного экономического сотрудничества ФАС России Леся Давыдова.Она отметила, что на сегодняшний день в большинстве современных правовых режимов все чаще применяется гибридная система конкурентного законодательства, которая сочетает и жесткие регуляторные меры, и инструменты «мягкого права». Цель таких инструментов – предупреждение антиконкурентных нарушений и сокращение их количества. В связи с чем для повышения уровня саморегулирования отраслей их продвижение активно поддерживается конкурентными ведомствами БРИКС.«Мягкое право» также является важной составляющей системы антимонопольного регулирования и в России. Об этом рассказал Андрей Цыганов и обозначил ключевые методы защиты конкуренции и пресечения нарушений. Одно из ключевых – предостережение, которое направляется в адрес должностных лиц в том случае, если их поведение и публичные высказывания могут привести к нарушению законодательства. В случае выявления признаков нарушения регулятор может выдать предупреждение. Документ предоставляет компании выбор – добровольно исполнить его и прекратить антиконкурентные действия либо продолжить и подвергнуться санкциям.Антимонопольный комплаенс также является наиболее эффективным способом предупреждения правонарушений. Он повышает эффективность внутренних процессов организаций и снижает количество нарушений за счет самоконтроля.Кроме этого, ФАС России предоставляет официальные разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства и проводит встречи с представителями бизнес-сообщества, производителями, общественными организациями, потребителей. Это повышает уровень их осведомленности о деятельности регулятора и степень самоконтроля.Конкурентные ведомства БРИКС также имеют большой опыт адвокатирования конкуренции и применения норм мягкого права.Представитель Комиссии по конкуренции Индии г-н Анил Агравал рассказал о том, что антимонопольный регулятор Индии регулярно информирует общественность о своих функциях и различных аспектах конкурентного права. Кроме того, орган проводит семинары и конференции, а также готовит рекомендации для бизнеса. В частности, в августе 2023 года Комиссия опубликовала проект Положений о добровольных обязательствах компаний и урегулировании споров. Такой механизм предлагает организации, в отношении которой ведется расследование о предполагаемом нарушении антимонопольного законодательства, взять на себя обязательства перед регулятором.Подготовкой руководящих принципов и различных рекомендаций также занимается Административный совет по экономической безопасности Бразилии. Комиссионер совета Рикардо Медейрос де Кастро в качестве примеров отметил Руководство по проведению внеплановых проверок (2017 г.), Руководство по средствам правовой защиты (2018 г.), Руководство по борьбе с картелями в сфере государственных закупок (2019 г.) и другие.О балансе «мягкого права» и жесткого регулирования рассказал заместитель Директора Департамента координации конкурентной политики Государственного управления по надзору за рынком КНР Чжоу Чжигао. В феврале 2021 года антимонопольный орган КНР опубликовал Методические рекомендации для платформенной экономики. Цели документа – предупреждение и пресечение монополистических практик в такой экономике и защита рыночной конкуренции.В завершение сессии участники отметили важность сочетания жесткого контроля антимонопольных регуляторов и применения инструментов «мягкого права». Такой баланс способствует созданию наиболее благоприятной конкурентной среды.