Суды поддержали позицию УФАС о мнимой конкурентной закупке в рамках Областной программы переселения граждан
09:27 13.08.2024
Исполняя предписание службы, заказчик аннулировал закупку и отменил процедуру заключения контракта по её результатамВ Вологодском УФАС рассматривалась жалоба ООО «ИНТРЭК» (г.Москва) на результаты аукциона в электронной форме «Приобретение жилого помещения в рамках реализации Областной адресной программы переселения граждан из аварийного жилья в муниципальных образованиях на 2019-2025 годы» на действия заказчика - Администрации Вожегодского муниципального района.Жалоба была признана необоснованной. Вместе с тем, в рамках внеплановой проверки УФАС установило, что комиссия заказчика неправомерно допустила к участию в закупке заявку ООО «Дорстрой», нарушив при этом ряд требований Закона № 44-ФЗ*.Так, в заявке ООО «Дорстрой» вопреки установленным заказчиком требованиям к описанию объекта закупки не был указан номер дома, в котором покупалась квартира.Допуск заявки без указания номера дома с последующим заключением контракта создавало условия неисполнения такого контракта, несло риски в отказе в государственной регистрации сделки с недвижимостью, и как итог – риски непредоставления квартиры гражданину для переселения из аварийного жилищного фонда.Кроме того, Вологодское УФАС выявило и другие нарушения закона 44-ФЗ.Согласно описанию объекта закупки, жилой дом, в котором приобретается квартира, должен быть введен в эксплуатацию в 2024 году, т.е. на момент проведения закупки и заключения контракта фактическое приобретение квартиры было невозможно. Предметом закупки являлось приобретение объекта недвижимого имущества, которое будет создано в будущем.По мнению Вологодского УФАС, закупка еще непостроенной квартиры должна была проводиться как закупка по правилам строительного подряда с соблюдением ряда требований 44-ФЗ: размещение проектной документации, установление предквалификационных требований к участникам закупки, дополнительные требования к участникам закупки о членстве в СРО, требования к контракту и его исполнению.При проведении закупок по покупке объектов недвижимого имущества, которые будут созданы в будущем, заказчики указанные положения законодательства не соблюдают.Таким образом, заказчик вместо закупки работ по строительству квартиры осуществил закупку по приобретению объекта недвижимого имущества, которое будет создано в будущем. Тем самым заказчик подменил правила строительного подряда и осуществил закупку в обход положений Закона № 44-ФЗ.Такие действия заказчика создали условия недопущения, ограничения или устранения конкуренции, в том числе необоснованные преимущественные условия для ООО «Дорстрой» как участника аукциона, который не соответствовал требованиям законодательства для участия в закупках по строительному подряду.Вологодское УФАС квалифицировало действия Администрации по заключению контрактов по покупке объектов недвижимого имущества, которые будут созданы в будущем, как уклонение от проведения надлежащих конкурентных процедур, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.Администрацией была проведена мнимая конкурентная закупка с целью заключения контракта с ООО «Дорстрой».Служба признала Администрацию Вожегодского муниципального района нарушившей ряд требований Закона 44-ФЗ**.Верность принятого решения и предписания Вологодского УФАС подтвердили Арбитражный суд Вологодской области и Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд.*пунктов 1, 3 части 12 статьи 48, подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона № 44-ФЗ** Заказчик признан нарушившим ст. 8, п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 31, п.п. 1, 8 ч. 1 ст. 33, ч.ч. 16.1, 16.3 ст. 34, ст. 42 Закона № 44-ФЗ. 3. Комиссия заказчика по осуществлению закупки признана нарушившей п.п. 1, 3 ч. 12 ст. 48, п.п. «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона № 44-ФЗ