«О нетерпимости к монополистическому поведению и применении мягкого права» - интервью заместителя руководителя Натальи Мартынюк
13:09 12.08.2024
Заместитель руководителя Челябинского УФАС России Наталья Мартынюк в интервью«Деловому кварталу»рассказала о развитии конкуренции, реализации реформы унитарных предприятий и нарушениях в рекламе.Наталья Игоревна, вы вступили в должность год назад. Каковы достижения за этот период?— В Челябинском УФАС под руководством Анны Алексеевны Козловой сформировалась сильная и профессиональная команда. Основная задача — продолжение курса антимонопольного органа по нетерпимости к любым проявлениям монополистического поведения на рынке, нарушению антимонопольного законодательства и иных законов, которые контролирует служба. Необходимо отметить, что в этом году Федеральной антимонопольной службе исполнилось 20 лет. Не менее важна работа по внедрению и распространению механизмов так называемого мягкого права — применению проконкурентных практик как в среде бизнеса, так и с органами власти.В 2022 г. совместно с Общественным советом при Челябинском УФАС России запустили проект с крупнейшими хозяйствующими субъектами Челябинской области, имеющими высокие риски нарушений антимонопольного законодательства. Как правило, к таким компаниям относятся доминанты на рынке. Проект направлен на правовую помощь в разработке антимонопольного комплаенса.Уже есть положительные результаты. Одними из первых комплаенс внедрили ООО «Магнитогорская энергетическая компания» и АО «УСТЭК-Челябинск».Для чего бизнесу нужен антимонопольный комплаенс?— Эта система позволяет компаниям предотвращать риски нарушения законодательства. Во внутренних документах определяются возможные риски и пути по их предупреждению, в бизнес-процессы встраиваются соответствующие этапы, проговаривается недопустимость участия топ-менеджмента и сотрудников в совещаниях с конкурентами или органами власти, на которых согласовывается дальнейшее поведение на рынке, переписка с конкурентами о планируемом поведении на торгах. Также комплаенс предполагает и обучение специалистов требованиям антимонопольного законодательства.Чем полезно применение мягкого права?— К примеру, положительные тенденции показывают инструменты ценового саморегулирования на социально значимых рынках. ФАС России разработала постановление правительства РФ, которое действует до 2026 г. и позволяет заключать с региональными властями соглашения о стабилизации цен и ограничении наценок. Такой механизм способствует повешению доступности товаров для населения.В прошлом году декларацию о добровольном ограничении наценок подписала сеть «Метрополис», в этом году — «Птицефабрика Челябинская» по отпускным ценам на куриное яйцо. Вместе с тем антимонопольная служба может применять меры реагирования, если компания, которая заявила о добровольном ограничении наценок, не будет соблюдать условия этого соглашения. В этом можно усмотреть признаки недобросовестных конкурентных действий.В сфере наружной рекламы сейчас завершаем проработку вопроса о присоединении рекламных агентств Челябинской области к Кодексу практики рекламы и маркетинговых коммуникаций. Документ содержит основные принципы и подходы для ведения добросовестной деятельности, в том числе на рынке рекламы.Если говорить о других направлениях вашей работы, то что сейчас в приоритете?— Сейчас мы ведем большую работу по реформе унитарных предприятий, как муниципальных, так и государственных. Все ГУПы и МУПы, которые созданы до 2020 г. и работают на конкурентных рынках, должны быть либо преобразованы в иные формы собственности, либо ликвидированы. Организационно-правовая форма унитарных предприятий, учредителями которых являются органы власти и органы местного самоуправления, неэффективна. Таким предприятиям предоставляется в оперативное управление или хозяйственное ведение государственное имущество. В результате деятельность предприятий ограничивает конкуренцию на товарных рынках, на которых действуют хозяйствующие субъекты и которые могут оказывать такие же услуги.Такую работу Челябинское УФАС России проводит с Министерством имущества Челябинской области. На территории региона сейчас порядка 200 унитарных предприятий, а по итогам реализации реформы останется менее 100, которые работают в сфере естественных монополий. Ведомство также оперативно проверяет правомерность создания новых унитарных предприятий. В случае, если обнаружатся факты их неправомерной деятельности на рынке, служба будет выдавать предупреждения и предписания.Одно из важнейших направлений службы — содействие в реализации Национального плана по развитию конкуренции. Одно из положений — приватизация государственного и муниципального имущества, которое не используется по назначению. К нему не относятся переданные субъектам малого и среднего предпринимательства объекты, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, а также СОНКО для их поддержки. К началу 2025 г. рекомендовано завершить эту работу и реализовать неиспользуемое имущество, например, для ведения предпринимательской деятельности.Еще одно важное направление работы, направленное на обеспечение равных прав, защиту предпринимателей и граждан, — контроль проведения отраслевых торгов, например, на предоставление прав на земельные участки, движимое и недвижимое имущество. Сейчас эти процедуры регламентируется порядка 50 нормативными актами.ФАС России предлагает ввести единый порядок проведения торгов и участия в них в единой цифровой среде. Это сделает торги прозрачными, конкурентными и доступными для предпринимателей, а также позволит более эффективно их проводить и реализовывать имущество.Также вы занимаетесь вопросами в сфере рекламы. Какие ключевые направления можно отметить?— Одно из приоритетных направлений нашей работы — это контроль за порядком установки и эксплуатации рекламных конструкций. В этом году Челябинское УФАС России усилило контроль в этой сфере и направило во все органы местного самоуправления региона запросы на предоставление информации о наличии утвержденных схем размещения наружной рекламы. Мы проверяем, как в муниципалитетах контролируют появление объектов вне этих зон.Эта работа позволяет обеспечить равные условия на рынке наружной рекламы. Владельцы конструкций, установленных без разрешения органов местного самоуправления, получают необоснованные преимущества перед добросовестными конкурентами и не направляют выплаты в бюджет муниципалитетов.Что меняется в работе с интернет-рекламой?— Вступили в силу новые требования обязательной маркировки рекламы на любых интернет-площадках. В этом вопросе антимонопольная служба работает совместно с Роскомнадзором. УФАС контролирует наличие пометки о рекламе и ссылки на сайт рекламодателя либо указания на то, кто им является, а РКН смотрит на наличие идентификатора, который присваивается каждому рекламному креативу и заносится в единый реестр рекламы.В Челябинской области уже были выявлены факты нарушения Закона о рекламе в социальных сетях, где публикуются местные новости и отзывы о заведениях питания. В результате указанной работы размещение спорных рекламных материалов прекращено.Отмечу, что после внесения изменения в Закон о рекламе предприниматели стали более внимательно изучать требования к рекламе в целом, в том числе к таким публикациям в интернете.Многие уже устали от назойливой рекламы по телефону. Как с этим бороться?— В целях оперативного решения вопроса рекомендуем использовать специальный сервис на сайте ФАС России, который позволяет абонентам в удобной форме заявить о нежелательной рекламе и приложить доказательства. Предусмотрено, что в течение 72 часов номер, с которого поступает спам-реклама или нежелательные звонки, будет заблокирован.В случае поступления заявления в антимонопольный орган отправителям выдаются предписания о прекращении нарушений требований Закона о рекламе, который запрещает рекламировать товары и услуги через телефонные звонки, смс-сообщения, электронную почту без получения предварительного согласия абонента. Нарушитель несет и административную ответственность. Нижний порог штрафов увеличен со 100 до 300 тыс. руб.Реклама финансовых услуг занимает первую строчку среди нарушений законодательства, устанавливающего специальные требования к рекламе отдельных товаров и услуг. По инициативе ФАС России также ужесточена ответственность за нарушения: нижний порог штрафов теперь составляет 600 тыс. руб., верхний — 1,6 млн.На сайте Челябинского УФАС России запущена рубрика «Недобросовестная финансовая реклама», где объединена практика Челябинского УФАС в сфере пресечения такой рекламы. Считаем, что потребитель при выборе организации для получения финансовой услуги сможет составить мнение на основе ее поведения на рынке при рекламе своих услуг.