Верховный Суд поддержал позицию Свердловского УФАС в деле о непредставлении информации участником картеля и пояснил нюансы назначения штрафа субъектам малого бизнеса

12:06 19.01.2024

Компания оспорила назначенный Свердловским УФАС штраф за непредставление информации, предусмотренной антимонопольным законодательством, по требованию антимонопольного органа. Суды трех инстанций смягчили наказание, Верховный Суд указал в каком размере надлежит назначать штраф субъекту малого предпринимательства с учетом внесенных в КоАП РФ измененийРанееСвердловское УФАС России выявило соглашение (картель)* между ООО «Актив+», ООО «Уралторгсервис» и ООО «ТК «Тоболтранс» на торгах на поставку продуктов питания в рамках государственного оборонного заказа. Общая сумма дохода, полученного в результате соглашения, составила более 64 млн. руб. На организации наложены штрафы на общую сумму 16,6 млн. руб.ООО «Уралторгсервис» в ходе рассмотрения дела не представило запрошенные ведомством документы.Свердловское УФАС России привлекло компанию к административной ответственности** и оштрафовало ее на 50 000 руб. Компания обжаловала постановление антимонопольного органа в суде (дело № А34-16258/2022).Суд первой инстанции подтвердил законность постановления, но снизил размер штрафа до 25 000 рублей, применив ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ***, так как компания на момент совершения нарушения состояла в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Апелляция пришла к тем же выводам.Арбитражный суд Уральского округа уменьшил штраф до 10 000 рублей, посчитав, что вместо ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ нужно было применить ч. 1 этой же статьи с учетом примечания к ст. 2.4 КоАП РФ****.Из указанных норм следует, что компания, являющаяся субъектом малого предпринимательства, привлекаемая к ответственности по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, должна нести ответственность как для индивидуального предпринимателя, а эти лица несут ответственность как должностные лица, для которых ответственность установлена в диапазоне от 10 000 до 15 000 рублей.Аналогичную позицию Арбитражный суд Уральского округа применял к оборотным штрафам, размер которых был снижен с 2 000 000 рублей до 20 000 рублей (А50-26953/2020).Свердловское УФАС России не согласилось с выводами суда кассационной инстанции, так как применению подлежала именно ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ, а примечание к ст. 2.4 КоАП РФ не применимо, поскольку регулирует вопросы ответственности должностного, а не юридического лица, и подало жалобу в Верховный Суд. Верховный Суд с этим согласился, отменил постановление кассации и оставил в силе решения первой и апелляционной инстанции.Выводы Верховного суда: ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ содержит прямое указание, что штраф юридическому лицу назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи раздела II КоАП РФ, и не содержит каких-либо исключений, позволяющих учитывать примечание к ст. 2.4 КоАП РФ.*Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.**Часть 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность юридических лиц за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в размере от 50 000 до 500 000 рублей.*** Юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, назначается: в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юрлица; либо в размере половины размера штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юрлица, если такая санкция предусматривает назначение штрафа в фиксированном размере (ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ).**** В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если Кодексом не установлено иное.