ФАС: при регулировании цифровых платформ необходимо соблюдать баланс интересов бизнеса и потребителей
18:00 26.06.2024
Об этом на XII Петербургском международном юридическом форуме рассказал статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Сергей ПузыревскийВ настоящее время ФАС России отмечает наличие у маркетплейсов отдельных признаков многосторонних товарных рынков. Это связано в том числе с большим количеством участников цифровых рынков. Например, количество продавцов на маркетплейсах увеличилось в семь раз (700 тысяч человек в 2023 году по сравнению со 100 тысячами в 2021 году).Сергей Пузыревский отметил, что это свидетельствует об обеспечении цифровыми платформами возможностей развития и поддержки малого и среднего бизнеса.Вместе с тем служба отмечает, что в настоящее время цифровые платформы приобретают большую рыночную власть и определяют порядок взаимодействия покупателей и продавцов. В связи с быстрым развитием цифровых платформ государство также актуализирует и антимонопольное законодательство.Так, замглавы службы напомнил, что в 2023 году был принят «пятый антимонопольный пакет», который повысил эффективность мер антимонопольного регулирования на цифровых рынках. Однако в условиях действовавшего до марта текущего года моратория на антимонопольные проверки ИТ-компаний государство и маркетплейсы регулировали отношения с помощью саморегулирования рынка.Сергей Пузыревский подчеркнул, что саморегулирование имело определённый эффект, однако может оказаться недостаточным. Так, после отмены указанного моратория ФАС России выдала предупреждения компаниям Wildberries и Ozon. По мнению ведомства, компании внимательно отнеслись к требованиям службы. В настоящее время исполнение предупреждений находится в стадии исполнения.В заключение заместитель руководителя ФАС России отметил, что антимонопольное регулирование должно продолжать своё действие в отношении цифровых платформ, не допуская навязывания невыгодных условий и дискриминации. Однако дополнительное регулирование этого рынка требует обсуждения и должно проходить в условиях соблюдения баланса интересов всех участников рынка, включая потребителей.