Конституционный Суд признал соответствующими Конституции положения Закона о защите конкуренции в части определения места рассмотрения дела
17:00 30.10.2024
Дело о нарушении антимонопольного законодательства по решению ФАС России может быть рассмотрено независимо от места его совершения либо места нахождения лица, его совершившегоРанееСвердловское УФАС России выявило соглашение (картель) на торгах на поставку продуктов питания в рамках государственного оборонного заказа (1). Управлением установлено согласованное поведение ООО «Актив+», ООО «Уралторгсервис» и ООО «ТК «Тоболтранс» на торгах, направленное на поддержание цен. Общая сумма дохода, полученного в результате соглашения, составила более 64 млн. руб. Компании признаны нарушившими Закон о защите конкуренции.Арбитражные судытрех инстанций, с которыми согласился Верховный Суд Российской Федерации (2), признали решение законным.Торги проводились для нужд учреждений на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, Курганской и Новосибирской областей. При этом сами участники соглашения зарегистрированы на территории Курганской и Тюменской областей.В связи с выявлением Свердловским УФАС России признаков нарушения, на основании его ходатайства, ФАС России наделило управление полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.Участники картеля не согласились с наделением Свердловского УФАС России полномочиями и обратились в суд.Однако Арбитражный суд города Москвы (3), апелляционная и кассационная судебные инстанции, а также Верховный Суд Российской Федерации подтвердили правомерность наделения полномочиями.Суды отметили, что в силу установленных на основании части 4 статьи 39 Закона о защите конкуренции Правил (4) ФАС России вправе давать своим территориальным органам поручения принять к рассмотрению и рассмотреть дело.Кроме того, решением Арбитражного суда Свердловской области (5), с которым согласились вышестоящие суды, участникам соглашения было отказано в признании незаконным приказа о возбуждении дела. Суды отметили, что Свердловское УФАС России было наделено полномочиями на рассмотрение дела вышестоящим органом и поэтому правомерно приняло приказ о возбуждении дела.Тогда, один из участников соглашения – ООО «ТК «Тоболтранс» (зарегистрированный на территории Курганской области), обратился в Конституционный суд Российской Федерации.По мнению ООО «ТК «Тоболтранс», части 3 и 4 статьи 39 Закона о защите конкуренции противоречат Конституции Российской Федерации, так как позволяют ФАС России произвольно определять место рассмотрения и наделять свои территориальные органы полномочиями на рассмотрение дела без учета места нахождения ответчика по делу, или места совершения нарушения.Конституционный суд Российской Федерации (6) отказал в принятии жалобы к рассмотрению и пояснил:- Закон о защите конкуренции уполномочивает ФАС России возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства. В статье 39 закреплены правила определения места, по которому антимонопольным органом рассматривается дело о нарушении антимонопольного законодательства;- Положения Закона о защите конкуренции конкретизируются Правилами (4), в соответствии с которыми передача антимонопольным органом заявлений, материалов или дел осуществляется среди прочего:1) по инициативе ФАС России или по ходатайству территориального органа;2) если нарушение совершено на территории деятельности двух и более территориальных органов – заявление, материалы или дело направляются в ФАС России для решения вопроса о рассмотрении этого заявления, материалов или дела.- Действуя во взаимосвязи, указанные нормы, не исключающие, что дело о нарушении антимонопольного законодательства по решению ФАС России может быть рассмотрено независимо от места совершения такого нарушения либо места нахождения ответчика по делу, сами по себе не предполагают произвольного определения места рассмотрения дела и не препятствуют реализации лицами, участвующими в деле, их прав в необходимом объеме (7).Таким образом Конституционный суд Российской Федерации определил, что статья 39 Закона о защите конкуренции не нарушает в указанном в жалобе аспекте конституционные права заявителя.(1) пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (по тексту – Закон о защите конкуренции)(2) дело № А60-15714/2023(3) дело № А40-156309/2022(4)Правила передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утв. Приказом ФАС России от 01.08.2007 № 244(5) дело № А60-33971/2022(6) Определение Конституционного суда Российской Федерации № 1782-О/2024(7) части 1 и 2 статьи 42 и статья 43 Закона о защите конкуренции